» Программы

Социальная сторона покупки лицензионного ПО

Виртуальное изображение ПО

Тема, настолько избитая и одновременно противоречивая, что писать о том, что надо покупать программы, а не скачивать их с трэкеров — это моветон. Слово «надо» вообще сильно не любимо нашим братом — обязательств в жизни и так хватает. Волшебное слово «халява» настолько вьелось в сознание наших сограждан, что музыку, фильмы и софт они считают де-факто бесплатными. И правда, кто будет покупать композицию или копию фильма, когда ссылка на скачивание материала, без преувеличения, «гуглится» за секунды…

Так повелось, что в этой стране весь вышеперечисленный контент по привычке ищут на торрентах, файлопомойках и так далее. Заставить купить лицензионные программы обычной рекламой очень сложно. Что уж говорить, если даже уголовные дела, наделавшие шумиху в прессе (все помнят сельского учителя, попавшегося на пиратском MS Office?), не вселяют страх в пользователей. Бесплатное техническое сопровождение, скидки на подписку или другие продукты также не дают должного эффекта в России. Может тогда поискать решение вопроса в загадочных глубинах русской души?

1. Это не плата, это помощь. Дайте понять пользователю, что заплатив за программу, он даст возможность накормить кота программисту, дизайнеру заплатить за свет, а промоутеру купить батарейку в плеер. Россия, как известно, щедрая душа — помогать людям, будучи самим в нелегком положении, одна из самых интересных и удивительных черт наших граждан. Конечно, откровенное попрошайничество неприемлемо. Но, дав понять, что деньги пойдут на развитие продукта, а не на развлечения в офисе — вы заслужите их поддержку и понимание.

2. Можете не платить. Второе важное правило — никаких «надо». Модель существует довольно давно. Достаточно вспомнить программу WinRAR, которая, на секундочку, вовсе не бесплатна. По истечению срока «триала» она всего лишь напоминает пользователю о том, что неплохо было бы уже и заплатить, однако никак не урезает функционал. Этот момент здорово повышает лояльность вероятных покупателей — у них есть выбор (платить/не платить). Как вариант, можно применить модель использования программы Dr.Web Cure IT — для личного пользования бесплатно. Для коммерческих целей — будьте добры раскошелится.

 

Dr.Web подкупает своей политикой

 

Социальная сторона покупки лицензионного ПО

 

3. Краудфандинг и/или Donate. Опыт Kickstarter доказывает, что «просить» деньги на какой-либо продукт вовсе не бесполезно, а наоборот — при правильном, уникальном проекте практически гарантирован успех. Модель Сrowd Funding относительно программного обеспечения, конечно применить достаточно сложно. У обоих терминов схожий смысл, но различие всё же есть, так как Donate — это пожертвование в виде «кто сколько сможет». Ценник не обязательно должен быть статичной цифрой — дайте пользователям возможность самим определить сумму вознаграждения. Также интересна модель Boost-релиза, которая сейчас применяется к MP3-трекам лейбла Tamrecords. Суть в том, что пользователь вносит любую сумму, которую посчитает нужным, после чего дата релиза приближается. Таким образом, люди платят за любимые композиции, чтобы скорее их услышать. Со слов создателя лейбла такая схема, пока что, оправдывает себя.

4. Репутация. Попробуйте не жадничать, а распространять первые программы на свободной основе, бесплатно. Если программа выстрелит, то вы можете заработать и на рекламе, а если нет — то и покупать её никто не будет. В пример можно привести игру Flappy bird, создатель которой убрал её с интернет-магазинов на пике её популярности. Мотивы такого поступка понять сложно, но дело тут в другом — две другие игры, вышедшие после Flappy bird, и сейчас занимают топовые места в рейтингах. Заслуга именно репутации здесь очевидна.

P.S. Ограничения в триальной версии — не наш метод. Чтобы добиться хороших продаж продукта не обязательно платить за хорошую защиту вашего ПО, которую, при большом желании, всё равно сломают. Будьте, что называется, ближе к народу. А он уже, как известно, потянется.